Магическая спираль или аргентинская литература и слон о трех головах (очерк)

(Omich)


опубликовано на neo-lit.com


Человек - это часовой механизм в часовом механизме часов, где каждая шестерня направляет другую, приводя в движение иной механизм, вращающий стрелки или заставляющий содрогаться камень кварц, сердце часов. Если прибегнуть к прозаическому выражению мысли, похожим образом можно изобразить человека, и человеческую жизнь в форме спирали или круга.


Обычно в своих рассказах Кортасар использует редкую спираль из двух-трех витков (Непрерывность парков, Дуновение пассатов), в более сложных формах повести (Преследователь) или романе (Модель для игры), количество витков насчитывает десятки: каждый герой совершает свой круг, и ежели, перо автора тому посодействует, несколько героев могут запросто вальсировать на протяжении трех и даже четырех витков (роман 62.Модель для сборки: диалоги Элен и Хуана, Остина и Селии)!


Маркес, уличает "спираль", как единственно верный подход к созданию метафизической литературы (Третье смирение, Другая сторона смерти). Это опять же, что касается короткой формы. В повести Скверное время, Маркес раскладывает карты с еще большим пафосом: вот де вам, спираль пронзает мозг щенка, юнца (автора), мамашу, деда и других героев. И все они повязаны на одном: их руками Маркес лепит сложную спираль, но не забывает в конце подытожить, свести начало с концом.


Борхес, как основоположник жанра, как динозавр, собравший по частям плоть от плоти сюрреализм и постсюрреализм, магический реализм и мистический реализм, не оказался в числе первых, кто применил "спираль" на практике. В позднем возрасте он напишет эссе "Учение о циклах", которое, как мне хочется думать, послужит в свое время Кортасару вектором к написанию рассказа "Фазы Северо". Кортасар верный ученик своего учителя. Скажем, Фаза и Цикл синонимы слову Круг, обобщим. Если Борхес, говоря о Циклах изобличает спираль, пытаясь воткнуть палку в колесо Ницше, то Кортасар воспользовался Фазами, как художественным приемом, средством построения сюжетной линии. Я буду говорить позже о том, что и Борхес не преминул этим воспользоваться, но все в свое время.


Почему я упомянул Ницше? В "Учениях о циклах", Борхес обвиняет теорию Ницше о Вечном Возвращении в несостоятельности. В главном произведении своей жизни "О чем говорил Заратустра", Ницше облек теорию о Вечном Возвращении в изящно сложенную философскую книгу, но тем самым закрепил за собой авторское право на упомянутую теорию.* Борхес находит более ранние источники, он указывает на рождение "цикла" в спорах пифогорийцев, предлагает взглянуть в Новый Завет, двенадцатая книга "Град Божий", где Блаженный Августин нелестно отзывается о подобном "колесе", высмеивая алогичность самой идеи.


В рассказе "Круги руин" Борхес выводит формулу не круга, но уже спирали, перерождение героя-старика в молодого мальчика. Старец совершает паломничество в храм Огня, где в мучениях и снах придумывает образ мальчика - идеального друга и ученика. После осознав, что мальчик всего лишь образ, иллюзия, он выясняет, что и сам бестелесен. Бесконечное перерождение - это и есть спираль, вне времени, вне пространства.

Кортасар же не стал забираться на вершину Эльбруса, он опоясал спиралью своих героев, с сердцем, душой и плотью, героев мыслящих и любящих, отчаянных и счастливых.


Теперь, чисто технические аспекты:

Существует определенная последовательность построения сюжета, у представителей магического реализма, в частности у Кортасара наиболее выражен этот момент: сюжетное действо образует некое подобие спирали, скрученную во внутрь себя, спираль на плоскости. Пройдя один круг, мы уже предопределяем следующие шаги, спираль медленно движется к центру и в финальной части неожиданно соединяются конец и ее начало. Череда действий строго математическое решение: 1-2-3-4-3-2-1. Если вообразить себе координатную сетку, ось абсцисс и ось ординат разрезают круг на четыре части, каждая из которых "вагон на прицепе" у последующей, и невозможно понять, на котором из циклов, какая именно часть, образует лейтмотив. Наложение координатных сеток друг на друга диктует количество витков спирали.


Метафизика так или иначе пронизывает тексты "Магов", возможно она, неподвластная законам физики, как науки о свойствах и строении материи, и сводит конец с началом, деструктивно воздействуя на материю. Проявляется она в языке повествования. Даже сложносочиненные предложения будучи самостоятельными цепями, легко представить звеньями одной цепи. Цепь и цепкость, возможность ухватится за мир физический именами, поступками, географическим положением, датами, но в то же время ногами утопая в метафизике. Именно эта способность балансировать на грани, не уступая ни той ни другой природе вещей, вызывает здоровое влечение (если можно, не вспоминая Фрейда) у читательской аудитории.


Из книг, которыми я пользовался:

Хорхе Луис Борхес "Желтая роза"

Габриель Гарсиа Маркес "Полковнику ни кто не пишет", рассказы. "Палая листва", повесть

Хулио Кортасар, "Модель для игры" романы, "Граффити", "Зверинец" рассказы


*Вечное Возвращение - теория, основной мыслью которой является перерождение человека после смерти бесконечное количество раз. Перерождаясь мы не знаем о своей прошлой жизни, но можем о ней догадываться по ощущениям "deja vu", это и есть основное доказательство перерождения. И так до бесконечности.


Copyright © Omich, 26.12.05