Заседание продолжается (20)

(Филистер)


опубликовано на neo-lit.com


ЗАСЕДАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

36 лет назад, в 1971 году, на киноэкраны СССР вышел фильм Леонида Гайдая «12 стульев». Этот фильм считается лучшей экранизацией романа Ильфа и Петрова. Наряду с «Золотым теленком» режиссера Михаила Швейцера (1968).

Хотя рядовой зритель лучше знает другие «12 стульев». А именно – версию Марка Захарова (1977). Там играют Миронов и Папанов. Уже это обеспечило Захаровскому фильму почти заочную зрительскую любовь.

Про фильм Гайдая же обычно вспоминают, что Бендера там играл какой-то грузин. А Миронов, дескать, в любом случае лучше. «Какой-то грузин» – это даже не Буба Кикабидзе. Актера Арчила Гомиашвили, наверное, не назовешь кумиром советского народа. По крайней мере, наряду с Мироновым, Папановым и так далее.

Но ценители (особенно те, кто любят и знают книжный оригинал) нисколько не жалеют о таком странном выборе режиссера Гайдая. Гомиашвили импозантен, элегантен и раскован в движениях, ироничен и, где нужно, комичен. Остап и должен прежде всего обладать мужественным обаянием, легкостью в действиях и блеском интеллекта в глазах. Кавказский колорит Гомиашвили этому всему не противоречит – актер подходит на роль идеально.

Андрей Миронов, кстати, тоже пробовался Гайдаем в этот фильм. Но меткий глаз режиссера увидел, что, безупречно вписавшийся в образ контрабандиста Козодоева, Остапа Миронов всё же не потянет. У Захарова мы видим какого-то напыщенного и каменно-холодного Бендера-Миронова, что в корне неправильно.

Сергей Филиппов у Гайдая – тоже блестящий Киса Воробьянинов. Анатолия Папанова Захаров даже не осмелился побрить наголо, как книжного Ипполита Матвеевича. К тому же, видимо, понимая, что рычать волком предводителю дворянства не пристало, Папанов ударился в противоположное – и получился жалкий и пришибленный персонаж. А Филиппов ни на минуту не теряет чувство своего дворянского достоинства и при этом очень смешон.

И все остальные актеры у Гайдая подобраны чудесно. Пуговкин – тот самый отец Федор: добродушный мечтатель, нелепо загубивший свою жизнь. Интересно видеть в роли его жены Клару Румянову, так редко оставляющую мульт-озвучку ради полноценных актерских работ.

Крамаров – уморительнейший председатель шахматного клуба. Уже один факт того, что Косого остроумно сделали еще и одноглазым, заслуживает аплодисментов. Дворник Тихон – Никулин, меткими деталями и точными штрихами наглядно передающий образ пьяницы. Монтер Мечников – Вицин, тоже специализирующийся на алкоголиках, как будто создан для того, чтобы показать, как именно надо произносить диалог про «утром – деньги, днем – стулья». Этуш у Гайдая всегда радует разнообразием: его инженер Брунс – это и не зловещий товарищ Саахов и не брюзжащий мещанин Шпак, а трогательный сибарит и любящий муж. Ясулович в роли инженера Щукина повторил подвиг Леонова из «Полосатого рейса» и выскочил из ванны абсолютно голым (у Захарова Щукин – просто никакой; пожалуй, худшая роль Абдулова).

Великая и культовая советская книга великолепно вписалась в привычную эксцентрическую обстановку Гайдаевских комедий. Точные диалоги из текста перемежаются с интересными трюковыми находками: такова, например, зрелищная погоня шахматистов за великим комбинатором. Фирменный Гайдаевский прием – слегка убыстренные движения персонажей – никак не портят динамику и этого, олитературенного повествования. Как всегда, гениальна музыка Зацепина. Финал картины исполнен оптимизма: Остап погиб, но в 70-е его огромный портрет висит возле кинотеатра, а обыватели ничуть не изменились с 20-х годов и по-прежнему заняты своей мещанской суетой.


Copyright © Филистер, 01.04.01