Джон Мильтон. «Потерянный рай. Книга четвертая»

(ЕИН)


опубликовано на neo-lit.com


Джон Мильтон. «Потерянный рай. Книга четвертая».

Право слово, надоело. Заебало, если честно. Осточертело читать «Потерянный рай». Это ж надо – растянуть незатейливую легенду о первородном грехе на двенадцать охуенно длинных и занудных книг! Впрочем, по-моему, я уже повторяюсь. Но читать, а тем паче комментировать Мильтона становится все труднее, так что не обессудьте. Мильтон в своем рвении создать библейскую «Илиаду» охуевает до того, что использует кучу ссылок к греческой и римской мифологии и даже (если я ничего не путаю) сочиняет массу своего, левого какого-то материала. Ну вы только подумайте, ребяты, оказывается Сатана долго подходил к осуществлению своего недостойного плана. Ходил на разведку, и сначала прикидывался разными зверьми, остановившись в итоге на жабе (стать змеем ему придет в голову только потом, после того как доблестные ангелы схватют эту жабу за перепонки). Да, еще Сатана очень сурьёзно рефлексирует. Он у Мильтона вообще какой-то постоянно сомневающийся парень. «Лишний человек», ежели хотите. Точнее, не человек, а чудо-юдо самое натуральное. До того Сатана у Мильтона стал уродливым с легкой руки Главного, что даже бывшие боевые товарищи-херувимы не узнают в мерзкой личине того, кто когда-то был красавцем-ангелом (приближенцем Бога ведь). А как только кто-то осмеливается отходить от Бога в идеологии и политическом кредо, понимаешь, Бог-то его тут же и делает распоследней мразью во внешнем облике (если следовать этой логике, то с удовольствием могу себе представить каким измывательствам подверглись в аду хари Сталина и Гитлера).

Радует одно: кое-что в четвертой книжонке все же понятно. Например, беспечные базары Адама и Евы друг с другом, ночной дозор (надо же – отсылка к «новому крутому отечественному блокбастеру» промелькнула) понтового чувака Гавриила, поимка им адской жабы… Ладно, слегка приподнимаю шляпу: здесь вроде все, Богу слава, понятно!.. Но вот с описаниями у старикашки Мильтона по-прежнему совсем хреново. Описание и местоположение Рая не понятны абсолютно. В ту же лузу – описание Ада из первой книги, пучины меж Адом и Небесами из второй и Лимба из третьей. Короче, в каждой книге Мильтон где-нибудь да накосячит. Ну не умеет мужик доступно описывать – хули, спрашивается, соваться на нелегкую писательскую стезю?!..

Историки, изучающие литературу, пищат от восторга: дескать, Мильтон получал за свои величайшие творения копейки – какой бескорыстный гений! Всё так, не спорю, но только вот кое-что весящее словечко «гений» я бы заменил на более простецкое – «графоман». «Потерянный рай» - графоманство, и меня в этом не переубедить. Ну да, графоманство 17-го века, но ссылка на давние времена здесь неуместна. Гениальность – она от времени не зависит. Правда, мне ничего стоящего из того времени, помимо Рабле, в голову сейчас не приходит (да и того бы я, при всем уважении, не стал бы называть гением). Но я не виноват, что в 20-м веке больше было гениев. Я вроде бы говорю чисто про литературных гениев, но если посмотреть пошире, то посудите сами: чем дальше идет история, тем больше появляется выдающихся умов во всех сферах жизнедеятельности, и тем быстрее эти сферы развиваются. Да, в 20-м веке было полным-полно всяческой грязи, мерзости, пакости, непотребств, войн и т. д., но, одновременно с этим, человеком достигались потрясающие достижения (простите за неграмотную тавтологию) в литературе, искусстве, науке и технике. И Мильтон нам сегодня со своей пробиблейской хуетой – как рыбе пятая нога.

На хера нам все эти диалоги, переливающие одно и то же из пустого в порожнее? Я, возможно, занимаюсь тем же самым, но меня в университетах-то не проходят! Вот беседует Адам с Евой. Ля-ля, тополя, Бог – фарева, как клёво ухаживать за Эдемом: стричь газон, поливать лютики и, разумеется, трахаться… Ну да, мильтоновские Адам и Ева – передовые ребята. Они полностью за сексуальную революцию и свободную любовь. Любовь у них абсолютно свободная. Учитывая, что их пока только двое людей во всей христианской Вселенной, Адам может иметь сексуальные отношения абсолютно с любой женщиной (Ева), а Ева – абсолютно с любым мужчиной (Адам). Прелесть что за жизнь у прародителей была! Какое к черту «любовь размножения ради»?! Мы и так будем расслабляться! Презервативов, конечно, пока еще не изобрели, но они нам на хуй не нужны – Бог покамест не додумался до такой хитрой с генетической точки зрения штуки, как оплодотворение… В общем, единственное, за что я благодарен Мильтону в этот раз, так это за отрицание воздержания и прочего мерзкого религиозного аскетизма. Для того времени такое отрицание было довольно-таки смелым и авангардным. Но в остальном, умные маркизы (муж.) и прекрасные маркизы (жен.) (я только передаю слегка шовинистские мысли Мильтона о разделении качеств между полами), в остальном, все так же плохо. С интересностью и понятливостью сего чтива все по-прежнему крайне хуёво…

_____________________________________________________________________________________________

Резюме: Адам и Ева наслаждаются beautiful life, Гавриил и Сатана гнут перья и чешую на «стреле», я по-прежнему неимоверно зеваю…


Copyright © ЕИН, 01.04.01