Джон Мильтон. «Потерянный рай. Книга третья»

(ЕИН)


опубликовано на neo-lit.com


Джон Мильтон. «Потерянный рай. Книга третья».

В третьей книге наконец появляется Он. Главный (не подумайте, что Путин). Господь Бог, конечно! Собственной персоной! Аз есмь и все такое. Заодно нам показывают Его сынульку, который пока еще не еврей, потому что еще не родился на Земле. А родился только на Небе. Но, как мы видим, мысль насчет «пожить среди людишек» пришла ему уже тогда. Сынок вообще здесь предстает перед нами более благородным, нежели папашка. Отец говорит: «Наказать!». Сын говорит: «Помиловать!». Отец говорит: «Виновен!». Сын говорит: «Ни хуя подобного!». Отец говорит: «Брито!». Сын говорит: «Стрижено!». Ну и так далее. Возможно, пацану, как всякому нормальному ребятенку, просто хочется покапризничать и повздорить с родителем, но сколько в этом благородства! Вы посмотрите: этот Иисус просто душка! Таки да, Абрам Иакович, я с Вами совершенно согласный – таки настоящая душка!..

Про Мильтона принято писать такими словами: «Мильтон верил в непреходящее совершенство Господа Бога». Или: «Мильтон реально-натурально оправдывал божественные злодеяния супротив роду человеческого». И вот тут действительно стоит задуматься. Действительно ли автор верил? Что, искренне, по-настоящему и всем сердцем? В это можно поверить, глядя на то, с каким подобострастием он описывает Боженьку в третьей книге. Но с другой стороны он и Сатаной слегка эдак восхищается. Он, конечно, не преминет как можно чаще напомнить, что Сатана – он, разумеется, мерзкое и зловонное создание. Дескать, на лицо ужаснейший, а уж что внутри, так даже подумать страшно. Но при этом видно, что Мильтон Сатану вовсе не втаптывает в грязь и не измывается над ним, как хочет, а наоборот: всячески показывает, что Сатана – он тоже крутой и тоже настоящий король и повелитель. Король и повелитель зла, разумеется, но это нисколько не умаляет того, что он реальный Король и реальный Повелитель. Почти такой же, как Бог. Но Бог само собой круче – просто потому, что он добренький. Этакий добрый дядя, который сеет Вечное, Разумное, Совершенное. Можно, конечно, людям и возмутиться на Божий счет, как в свое время возмутился Полиграф Полиграфович Шариков против Филиппа Филипповича Преображенского. Помните: «Ухватили животную, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются»? Вот так же и мы, человеки, можем к Господу (или Господину? нет, скорее к Господу – мы ж не в Париже опять же…) обратиться. Мол, чувак, а на кой ты нас вообще породил-то, а? Шоб мы тут друг друга истребляли, пакостничали и совершали прочие непотребства, а ты нас потом того – в лапы к другому своему дитяте, к Сатане?.. Впрочем, не будем богохульствовать – многие этого не любят. Бог он и в африканской республике Зимбабве Бог, что тут еще сказать?..

Просто Мильтона можно было назвать и атеистом. Ведь он показывает, что Бог вовсе не такое уж совершенство из совершенств. Что он не просто там суровый, а прямо даже распоясавшийся порой. И Мильтон как бы открывает глаза чересчур фанатичным христианам. Дескать, поглядите, товарищи, кому вы поклоняетесь? Прям какому-то тирану, чес-слово! Прям Сталину какому-то небесному, ей-ей!.. А с другой стороны, в Библии тоже полно экивоков в сторону того, что Бог – очень-очень суровый и безжалостный дядя. И ничего, люди от этого ни фига не одумываются… Но это, конечно, вопрос совсем для другой дискуссии. Мы же вернемся к третьей книге «Потерянного рая».

Самый первый вопрос, который приходит мне в голову, когда я начинаю читать очередную книгу этого чертова «Рая»: «Ну и что ЗДЕСЬ будет непонятного?». Потому что, ей-Богу, Мильтон пишет очень пространно и чересчур уж метафорично. Так, конечно, писало большинство писак в то время, особенно, в поэтических произведениях. И глупо было бы надеяться, что Мильтон хоть чуть-чуть обгонит в создании понятного повествования своих предшественников. Ведь он выбрал такую оригинальную, самобытную и никем до этого не взятую тему, а! Вот и вынуждены мы теперь раздумывать над каждой строкой нетленного мильтоновского словоблудия. А что он здесь хотел сказать? А здесь? А вот тута? Сия мильтоновская сверхпоэтичность дала повод различным исследователям в свою очередь заняться оплачиваемым словоблудством. Но нас-то, нас, простых деревенских студентов пожалейте, а! Мы-то не умные. И литературные головоломки мы не любим. А читать эту «загадочную» ересь вынуждены. Это я к тому, что типа как самая главная часть третьей книги (описание Лимба и Небесных Врат) абсолютно не понятна. Мы готовы подписаться где угодно, что Мильтон – самый гениальный гений всех времен, но, пожалуйста, не заставляйте нас читать этот гениальный отстой… Хотя, к кому это я обращаюсь? К исследователям, составляющим комментарии? К составителям учебной программы?.. Ладно, чую, что башня уже слегка съезжает набок, так что закругляюсь. Пойду четвертую книгу читать, авось засну, а, выспавшись, и в себя приду…

_____________________________________________________________________________________________

Резюме: масса непоняток и недоговоренностей, обрамленная раболепной хвалой в честь Главного.


Copyright © ЕИН, 01.04.01