Чистота
(Гарри Андерсон)
опубликовано на neo-lit.com
Чистота (псевдопьеса)
Летний день. В скверике в центре города девушка с этюдником пишет клумбу с сиреневыми цветами. Когда играющие дети мешают ей срисовывать, она на несколько секунд закрывает глаза и отдыхает. На ней простая футболка и джинсы, из-под бейсболки выбиваются волнистые светлые волосы.
Рядом показывается Парень. Он проходит раза два за скамейкой, на которой сидит Девушка, на третий раз делает какое-то подобие танцевальной фигуры и оказывается на краю скамейки.
Так они сидят около двадцати минут. По мере того, как Девушка заканчивает пейзаж, она все чаще бросает взгляды на соседа, с раздражением, но и с любопытством. Парень не смотрит в ее сторону, курит и слушает музыку в наушниках.
Д: Я вам не мешаю?
П: Простите, я сейчас уйду.
Д: Нет-нет, что вы, я уже собираюсь. Все равно освещение уже ушло.
П: Я просто вас не заметил, вот.
Д: Хи! Забавный молодой человек, спасибо.
П: Ой, я не то имел ввиду.
Д: Да ладно, я не обижаюсь. Рассеянный и с плеером. Я сама такая, когда не пишу. А когда пишу, чувствую даже, когда за спиной кто-то стоит, и вся закипаю. Извините, если вас отвлекла.
П: Совсем нет. Я просто тоже засмотрелся, куда и вы, на цветы эти.
Д: Это флоксы.
П: Вы рисуете?
Д: Пишу. Клумбу для зачета. Все равно ничего не получается.
П: Красиво.
Д: Вы художник?
П: Нет…
Д: Короче, этюд не годится. Композиция не выдержана, свет падает неправильно. Фактура цветов передана неровно. В общем, лучше вам этого не знать.
П: А.
Д: Я вас точно не отвлекаю?
П: Нет, то есть да, просто я немного расстроен и был бы рад с вами поговорить.
Д: Давай на ты?
П: Давай.
Д: У меня тоже настроение ни к черту. И день лажа. И художник я дерьмо.
П: Вы… Ты в училище занимаешься?
Д: В институте. Я выгляжу на пятнадцать лет, знаю.
П: Да нет…
Д: Нет?
П: Я не это хотел сказать. Я бы дал лет шестнадцать.
Д: Хитрый. Мне двадцать четыре.
П: Везет.
Д: Сам-то еще в школе?
П: Первый курс. Слушай.
Д: М?
П: У меня сейчас кое-какие проблемы. Может, я тебе напишу, и мы…
Д: И мы что?
П: Ну, продолжим разговор.
(смеется)
Д: Что-то ты рано разбежался продолжать, чувак.
П: Окей, извини. Прост, о я правда немного не в себе.
Молчание. Девушка собирает вещи, достает плеер и распутывает наушники, затем бросает его обратно в сумку.
Д: Ладно, не принимай близко к сердцу. Лучше расскажи, какие у тебя проблемы.
П: Тебе этого не захочется знать.
Д: Девушка?
П: А что?
Д: Да вот у меня тоже есть один такой. Не звонит, не пишет. Я три раза сама ему звонила, чтоб он приехал забрал вещи.
П: А он?
Д: А он приезжает. С цветами.
П: С флоксами?
Д: Смешно. Нет, с герберами. Тоже пошлость.
П: У меня нет девушки.
Д: То есть, у тебя просто проблемы?
П: Как?
Д: Ну, знаешь, есть такие люди. Проблемные.
П: Не знаю. А мы бы смогли тогда разговаривать уже десять минут?
Д: Но мы ведь говорим только о проблемах. Хотя, мне это не мешает. Слушай, я хотела пойти в кафе, подождать подругу. Можешь пойти со мной.
П: Зачем?
Д: Расскажешь что-нибудь. (Встает). Ты же никуда не торопился?
П: Нет, я не могу.
Д: Почему? Да что с тобой, правда? Тебя часто незнакомые девушки приглашают куда-то летним вечером?
П: Хороший вопрос. Видишь ли, у меня проблемы со здоровьем.
Д: Не можешь пить?
П: Не хочу.
Д: Прости. Если не хочешь, можешь не ходить.
П: На самом деле, ты не захочешь. Я только сегодня сам узнал, что болен.
Д: Так чем же?
П: Ну, в общем, я был в СПИД-Центре.
Д (тихо): не врешь?
П: Нет. Я не умру завтра, но все же. Почему ты присела? Это все меняет, правда?
Д: Правда.
П: Да.
Д: И это очень грустно.
П: Грустно.
Д: Ты был в том СПИД-Центре, да, на соседней улице?
П: Угу.
Д: Ты можешь сдать анализ еще раз или…
П: Да нет, правда, забудь. Мы уже мило поболтали, а мне уже скоро домой ехать.
Д: Послушай. Нет, можешь идти, конечно, я… Я хочу дать тебе свой номер.
П: Но… зачем?
Д: Ну, я так хочу. Ты же спрашивал.
П: Нет, не хочешь. Извини, конечно, но это выглядит, как будто ты решила перевыполнить план альтруизма за пять лет.
Д: да, ты прав, зря я это. Но я не хотела тебя подбодрить или что-то…Вернее, хотела, но мне действительно стало интересно. Пойми меня правильно.
(молчание)
П: Ладно. Ты правда не откажешься сходить со мной в кафе?
Д: Конечно. Я тебя не боюсь.
П: Тогда пошли.
Д: Только позвоню подруге.
Вечер.
Девушка и Парень идут к остановке, оба слегка пьяны. Он поддерживает ее под руку.
Д: Этот человек…с которым я встречаюсь…Тебе правда интересно?
П.: Конечно.
Д: Очень тяжело. Поскольку я еще художник и остро все воспринимаю, это вообще… Понимаешь, он меня как бы подавляет. Если он злится, он как-то так говорит, все выворачивая, что я начинаю оправдываться. Даже если я права. Мы как-то ходили на выставку, - голландский художник приезжал, - на Винзаводе. Выставка была вообще шикарная. Бутоны такие…пластмассовые, апельсины с кровью. Я люблю такие вещи, а ты?
П: не знаю.
Д: Прости, тебе тяжело сейчас. Я не хочу, чтоб выглядело так, что я тебя жалею. Но ты хороший, правда. (Проводит ему пальцем по щеке). Я думаю, что у тебя все хорошо сложится, несмотря на…
П: Так чем дело кончилось?
Д: Где?
П: На выставке.
Д: А! Ну, как обычно. Он начал говорить, что этот художник – бездарный цыганский шарлатан, что моя ограниченность заставляет меня подменять откровение постмодр…постмодернистской отрыжкой. Ну, и так далее. Я тогда так разозлилась на него, что устроила истерику прямо на улице. А он (останавливается), он схватил меня за плечи, поднял, ну, он здоровый… и начал трясти, так что я не могла ни слова сказать. У меня потом синяки остались.
П: Жуть.
Д: Да. И он мне изменяет. Я подозреваю, во всяком случае. (Оглядывается) Интересно, автобусы еще будут? Или придется у Веры ночевать… Это моя подруга, ну, которая не пришла сегодня. (Достает телефон) Я уже каждый раз хожу к ней, когда с парнем поссорюсь. Вера? Нет, не отвечает. Слушай, извини, что я о себе так много говорю.
П: Это нормально.
Д: Просто, получается, как будто мои проблемы важнее твоих.
П: У меня нет проблем.
Д: Да?
П: Я не так думаю об этом.
Д: А что ты чувствуешь?
П: Сказать?
Д: Говори. Знаешь, у меня такое чувство, что я должна это услышать.
Парень наклоняется к девушке и целует ее. Первые секунды та не сопротивляется, потом выходит из остолбенения, отталкивает Парня двумя руками и отворачивается к остановке, прижимая ладонь ко рту.
П: Что? Невиданным образом все снова изменилось? Куда ушло твое понимание и отсутствие страха?
Д: Нет, извини. Я просто слегка… Не ожидала. Нет, стой (роется в сумке)… А, вспомнила, у тебя же есть мой номер?
П: Ты хочешь, чтоб я позвонил? До того, как ты снова поссоришься со своим парнем или после?
Д: Я не про то, в общем, мне сейчас надо ехать. Вон такси, кажется. Удачи. (Поворачивается, чтобы уходить).
П: Ты извиняешься, оправдываешься, боишься признаться самой себе, что шокирована. Какой парень будет тебя ценить, если ты извращаешь любые простые эмоции? Что ты подумала? Что я правда в тебя влюбился за пять минут? Или что я насильник, который заражает девушек СПИДом, познакомившись с ними на лавочке?
Девушка смотрит на него ошарашено, прижав сумочку двумя руками к груди.
П: Просто ты села на лавочку с мольбертом так мило, и солнышко на тебя мило светило, и цветочки ты рисовала милые, хоть и плохие. И я уселся рядом, само собой вышло. А то, что ты говорило потом было совсем не мило. И знаешь, что? Ты несла сплошную чушь. Идиотство. Какую-то белиберду для продвинутых семиклассниц. Страшно смотреть.
Девушка всхлипывает один раз.
П: Ладно. Не мое дело, конечно. Мне жаль, если я испортил тебе день.
Девушка что-то шепчет.
П: Что?
Д: У тебя жизнь испорчена.
П: Ясно. Вон твой автобус. Давай-давай, иди.
Девушка, шаркая ногами и вцепившись в сумочку, садится в автобус. Парень, закуривая, проходит несколько шагов в обратную сторону, затем разворачивается и бежит к отходящему автобусу.
П: У меня нет твоего номера! Я его не взял! Ты зря поверила!
Автобус уезжает, в окно видно, что Девушка стоит к Парню спиной. Какие-то прохожие переходят на другую сторону улицы.
П (прохожим): да нет у меня СПИДа, вы что, совсем идиоты? ( В сторону) Дурочка из переулочка.
Конец.
Copyright © Гарри Андерсон, 07.06.10