Rambler's Top100
fisting
упырь лихой, явас ебу, гальпер, а также прочие пидары и гомофобы.
... литература
Литературный портал создан с целью глумления над сетевыми графоманами. =)
Приют
мазохиста!


Для лохов



Владд

О Диссоциативно-Ассоциативном Подходе к Стихосложению (для печати )

Часть I

Диссоциативно-Ассоциативные Ряды Толковый словарь русского языка определяет понятие ассоциации как:

1. Связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. (Ассоциация по сходству. Ассоциация по смежности).

2. Соединение каких-нибудь единиц, элементов. (Ассоциация молекул. Ассоциация звёзд. Ассоциация растений).

Ассоциативный ряд - часто используемый в литературе приём. Мы восхищаемся произведениями, где ассоциации, образы гармонично следуют друг за другом, нанизанные, словно жемчужины на нить ожерелья.

Если же исходить из предположения, что Космос построен на "единстве и борьбе противоположностей", как это происходило на Земле тысячи лет - от даосов до марскистов, то не придём ли мы к заключению, что хаос имеет столько же прав на присутствие в литературе, сколь и гармония? Что останавливает литератора от использования в одном и том же произведении, как гармонию, так и хаос, поборов вечно превалирующую традицию, выводящую гармонию на первое место? Ответим: ничто, кроме его же (автора) иллюзии о превосходстве порядка над беспорядком. Отсюда проистекает идея диссоциации, т.е. связи между отдельными представлениями или образами, при которой одно из них не вызывает второе, или даже отталкивает его. В чем же, спрашивается, здесь связь? Пожалуй - в воле автора, который решает, какова в его произведении последовательность элементов. Пожалуй - в определенного рода красоте "случайности" (это понятие здесь используется условно), с которой элементы складываются в целое. Воля ли это автора, результат ли божественного вмешательства в творческий процесс - не нам решать.

Сталкивая в одном произведении как ассоциативность, так и диссоциативность, автор причащается к этому сверх-творческому процессу самообновления языка. Вместо традиционного подхода, состоящего в том, что автор избирает определенную тему и (или) один образный строй и стиль, диссоциативно-ассоциативные ряды позволяют ему создавать новые, полисемантические, многозначные и многослойные структуры или "поля".

Поля же, сталкиваясь и пересекаясь в одном, а, возможно, и в нескольких произведениях, создают целые новые организмы, реалии, «структурные облака»: «…текст обращается внутрь себя, превращается в самостоятельную и даже самодостаточную реальность иного мира…» [1].Гастрономически выражаясь, сравнимо это с приготовлением супа в стиле fusion (т.е. совмещение разных ингредиентов, зачастую эклектичное, надерганное из разных кухонь). Кипит себе суп, а глаз ухватывает на его поверхности то гриб, то креветку, то подметку от сапога.

Часть II

Систематизация Пустоты

Произведения, построенные на диссоциативно – ассоциативном принципе можно сравнить с Универсальным Резиновым Штампом из "Золотого Теленка". Помните: "…в ответ на подлые выпады и мерзкие происки тов. Кукушкинда мы, как один ответим…" Оперирование уже сложившимися образами на самом деле несет необычайный заряд (как положительный, так и отрицательный) поэтической квинтэссенции. Из бесконечного образа готовых литературных, бытовых, исторических и прочих форм, и сложившихся представлений автор «набирает», и сводит (именно сводит) воедино те, которые представляют для него (автора) ценность в данный момент. Иногда эти формы, образы и представления отстоят друг от друга достаточно далеко (диссоциация), а иногда - ложатся внахлест (ассоциация). В результате чего образуется совершенно самостоятельное произведение, смысловые границы которого намного шире, чем границы исходных источников. В одном диссоциативно – ассоциативном произведении может содержаться невероятное количество аллюзий, отсылающих читателя ко множеству первоначальных источников, которые, в свою очередь, так же могут содержать в себе аллюзии. Таким образом, тот «набор», который использовал автор, и является Штампом (на данном конкретном отрезке времени), созданным в определенных «технологических» рамках. В создании произведений автор использует как готовые формы, так и свои. Это придает произведениям еще большую оригинальность, поскольку общеизвестные факты, образы и события перемешиваются с фантазией автора.

Приведём диссоциативно - ассоциативный пример из совместного произведения авторов «Изменяющаяся Асимметричность Души»:

«…Буратино пришел ко мне в гости и сказал, что его мать - гробовая доска…»

Применение аллюзии на сказку «Буратино» вызывает (у авторов) следующие ассоциативные ряды: Буратино - полено - Папа Карло… Одновременно возникает ассоциация со сказкой «Пиноккио», как исходным материалом для сказки «Буратино», и следующие ряды: Пиноккио - нос - ложь - длинный нос… Все ряды связаны фантазией автора, внедренной в исходные произведения.

«…пришел ко мне в гости…» - указывает на смещение временных границ; «…мать - гробовая доска…» - несет несколько смысловых значений: - заведомая ложь гостя; - определение «истинной» профессии папы Карло; - аллюзия на идиоматику «…до гробовой доски».

Однако указанный пример на сто процентов диссоциативен внутри произведения - т.к. не связан с остальными элементами. При связи же элементов могут возникнуть совершенно парадоксальные ряды, зачастую имеющие нулевую смысловую нагрузку, либо, напротив – выстраивающиеся в картинку, которая содержит в себе чётко выраженный смысл.

А вот пример превалирования ассоциаций из произведения «Альтер Эго» (Black Spirit):

…Халхин-гол перекрыл пол, перебил кислород,

Рот пал, пыл был, сплыл, сел.

Семь сот сексот счёл, пчёл вёл инстинкт на мёд,

В контрапункт, в КПП, и т.п…

*

Да, вот это она, одна стена, сцена без дна.

Слона слюна осенена осенней осанной Сезанна, и несказанно,

Денно и нощно, мощные мощи, тёщины вещи, клещи, плещутся

Семь самураев в моей ванной – вылазьте, «сукины дети, в очередь!»

Ряды ассоциаций здесь, в основном, построены на омонимичности или почти-омонимичности ресурсов, образующих эти ряды: "гол-пол-пал-пыл-был-сплыл", "сел-семь-счёл-пчёл-вёл", "стена-сцена-осенена-осанна-Сезанна" и т.д. Заметим, что сама, казалось бы, чисто формалистическая игра с ресурсами здесь создает неожиданные, порой, курьёзные моменты: Халхин-гол превращается в строительного работника, пчёлы строем летят в КПП, семь самураев Акиры Куросава лезут к автору в ванну, а он им в ответ - цитатой из булгаковского «Собачьего сердца».

Далее, рассмотрим и пример произведения, где превалируют диссоциации – «Молибденовые Лягушки» (Владд):

Молибденовые лягушки меняли перепонки

на алебастровые шары.

Предпоследний безумец говорил о

воскрешении Саргона.

*Песок превращался в пыль

при виде тысячегубой толпы.

И кровь вонзалась в сердце

биллионом иголок.

*

Контрамарочник продал билет

с номером не существующего места.

А очки уменьшили весь этот бред

до размеров первоначального текста.

Диссоциативность здесь работает на все сто - в один стихотворный «организм» сведены такие совершенно, казалось бы, несовместимые вещи, как молибден, лягушки, Саргон, песок (приобретший здесь качества одушевленного предмета), контрамарка. И в конце - сам автор, с саркастической ухмылкой вешающий ярлык «бреда» на свое детище, диссоциируясь, открещиваясь, как бы, от него - таким образом, толкая его «в свет», как отпочковавшийся новый организм.

У читателя же может возникать бесконечное множество рядов (в зависимости от его интеллекта, настроения, состояния сознания и т.п.), которые превратят произведение либо в диссоциативное, либо в ассоциативное, либо диссоциативно-ассоциативное. Соответственно, каждый читатель будет, в какой-то степени, оценивать произведение не как произведение конкретного автора, а как «своё», и, безусловно, будет прав. Поскольку качество, содержание и длина возникающих рядов у каждого читателя будут индивидуальны и неповторимы даже для него.

Автор, создавая диссоциативно – ассоциативное произведение, в первую очередь, апеллирует к собственному интеллекту, и только потом – к интеллекту читателя. Поскольку то, что для одних будет забавной, интересной, а, может быть, и гениальной конструкцией, для других – беспорядочным набором слов или образов.

Диссоциативно – ассоциативный принцип стихосложения – это создание некого (каждый раз разного) шифра, посредством которого автор увязывает образы и мысли. Причём творческий процесс переносится в область ассоциации – диссоциации целенаправленно подобранных и (или) совершенно случайных образов, либо их смеси.

Автор заполняет пустоту своего творческого позыва рядами, зачастую не предполагая конечного результата такого заполнения. Отсутствие темы – главная и, пожалуй, основная предпосылка к созданию диссоциативно – ассоциативного произведения. Это, конечно, не означает, что получившееся полностью диссоциативным произведение будет бессмысленным, и наоборот.

Чем же, зададимся вопросом, ценен подобный подход к поэтическому творчеству?

М. Волькенштейн в статье «Стихи как сложная информационная система» вводит понятие тезауруса – «предварительного запаса информации в сознании рецептора», и произведения искусства: «…ценность (художественной информации) тем выше, чем новее, неожиданнее получаемая (рецептором) информация. Неожиданность может состоять, например, в контрастном столкновении различных языковых планов - приподнятого стиля с обыденным, в появлении контрастного образа, эпитета, метафоры…» [2]

Ценность диссоциативно-ассоциативного подхода к искусству в целом заключается в очистке сознания автора, а за ним, есть надежда, и читателя, от стандартов мышления. Концепты и образы, сталкиваясь друг с другом в броуновском движении свободно ассоциирующего и диссоциирующего автора, играют совершенно новыми красками, словно латунь дверных ручек, отчищенная зубным порошком от ржавой, захватанной окиси многолетнего использования.

Владд/Black Spirit

Тольятти - Бостон

июнь 2009г

Примечание:

Авторы намеренно проанализировали собственные произведения, чтобы продемонстрировать (и, одновременно, подтвердить) своё видение текста и возникающие при его прочтении, либо анализе ряды.

Библиография:

[1] - А.Левин, В.Строчков, " Лингвопластика. Полисемантика. Попытка анализа и систематизации". http://www.levin.rinet.ru/TEXTS/lingvosem.htm[2] - М.Волькенштейн. Стихи как сложная информационная система"Наука и жизнь", № 1, 1970, http://www.lib.ru/CULTURE/stihi_v.txt



проголосовавшие

Рома Кактус
Рома
Пaвленин
Пaвленин
Для добавления камента зарегистрируйтесь!

комментарии к тексту:

Сейчас на сайте
Пользователи — 0

Имя — был минут назад

Бомжи — 0

Неделя автора - факир

Ж и Д
Ключик Жизни
Пишет слово. Пишет два.

День автора - Братья с лорца

лимерики
Апология пизды
Удмурдский эпос о батыре Елдетее
Ваш сквот:

Последняя публикация: 16.12.16
Ваши галки:


Реклама:



Новости

Сайта

презентация "СО"

4 октября 19.30 в книжном магазине Все Свободны встреча с автором и презентация нового романа Упыря Лихого «Славянские отаку». Модератор встречи — издатель и писатель Вадим Левенталь. https://www.fa... читать далее
30.09.18

Posted by Упырь Лихой

17.03.16 Надо что-то делать с
16.10.12 Актуальное искусство
Литературы

Непопулярные животны

Скоро в продаже книга с рисунками нашего коллеги. Узнать, кто автор этих охуенных рисунков: https://gorodets.ru/knigi/khudozhestvennaya-literatura/nepopulyarnye-zhivotnye/#s_flip_book/... читать далее
19.06.21

Posted by Упырь Лихой

19.06.21 Непопулярные животны
19.06.21 "Непопулярные живот

От графомании не умирают! Больше мяса в новом году! Сочней пишите!

Фуко Мишель


Реклама:


Статистика сайта Страница сгенерирована
за 0.024939 секунд